19.12.2024
Любопытно сравнить определения, которые дает белорусское и российское законодательство понятию «дробление бизнеса».
В белорусском законодательстве такого термина нет, что иногда плохо сказывается для налогоплательщиков, поскольку контролирующие и правоохранительные органы имеют возможность ссылаться на то, что к выявленному нарушению можно не применять стандарты, предусмотренные для дробления (зачет уплаченных налогов, расчет ущерба для ст. 243 УК с 01.01.2019 и прочее).
Однако постановление Совмина 465, принятое в развитие п. 4 ст. 33 НК РБ» трактует дробление (не применяя саму дефиницию) как «намеренную государственную регистрацию нескольких юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и (или) намеренное разделение деятельности между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, имеющими право на применение особых режимов налогообложения и (или) налоговых льгот».
В российском законодательстве термин и определение дробления бизнеса появился с принятием Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который посвящен налоговой амнистии. И дробление определяется как «разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных ст. 54.1 НК РФ пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов.»
Одинаковое понятие, схожее определение, которое, однако, если внимательно присмотреться, все же имеет существенные различия. Белорусский законодатель не ограничивается только применением особых режимов налогообложения и тем более превышением установленных лимитов, а говорит о всех налоговых льготах (и здесь рекомендую обратиться к понятию и видам налоговых льгот – перечень весьма широкий).
Однако, хочу обратить внимание на следующие важные аспекты:
1) Российский законодатель выделяет в качестве признака дробления «контроль одними и теми же лицами» – и здесь определение весьма точно. В белорусской правоприменительной практике для установления дробления доказывается именно контроль одними и теми же лицами (в совокупности с налоговой выгодой). Поэтому в дроблении важен не столько учредительский признак, сколько именно контроль;
2) И в российском, и в белорусском определении речь идет о разделении деятельности между организациями и ИП, однако не стоит забывать о самозанятых, с которыми также на практике возможно установление дробления бизнеса.
Вывод все тот же: если у вас несколько организаций, будьте на шаг впереди налоговых органов и проверьте себя на предмет наличия дробления бизнеса.