#TaxTalk

Договоры займа и их оспаривание

10.06.2025

Ранее я уже упоминала про беспроцентные займы, правила ТЦО и риски, связанные с Указом 394. Но сегодня, ознакомившись с кейсом на сайте Верховного суда, хочу подробнее остановиться на соответствии законодательству договоров займа.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов» установлено, что деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора (далее - микрозаем), признается микрофинансовой деятельностью, которую вправе осуществлять только лица, включенные Национальным банком в реестр микрофинансовых организаций при условии соответствия установленным требованиям.

Также в Указе 394 указано, что является незаконной и запрещается микрофинансовая деятельность, осуществляемая юридическими лицами без включения в реестр и соблюдения иных условий, предусмотренных указом.

При этом часто организации выдают заемные средства своим взаимосвязанным компаниям и забывают про требования Указа 394 и, самое главное, последствия такой деятельности.

На сайте ВС опубликовано дело, согласно которому займодавец выдал в течение месяца заемщику более 3 раз займы, суммы которых были ниже 15 000 базовых величин. Установлен факт ничтожности сделки, как запрещенной законодательством (ст. 170 ГК), и применены последствия ничтожной сделки – в доход государства с заемщика взыскана и сумма займа, и проценты за пользование займом.

Ну, а с учетом того, что налоговые органы также наделены полномочиями по подаче соответствующих исков, – следует внимательно относиться к вопросам выдачи и привлечения заемных денежных средств.