Изменения в налоговом законодательстве – чего ожидать
17.06.2025
На этой неделе на общественное обсуждение вынесен проект нашумевшего Указа о внесении изменений в Директиву Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Обсуждение заканчивается 21 июня, и, хочу отметить, все без исключения предложения изучаются и анализируются (это я к тому, что каждый налогоплательщик может изучить предлагаемые изменения и внести свои предложения).
Сам проект указа находится здесь, с обоснованием можно ознакомиться здесь, ну а свои предложения можно оставить здесь.
Я хочу обратить внимание на пункт 41.3 проекта Указа, согласно которому при выявлении недопустимым схем налогообложения с использованием преференциальных и особых режимов доначисление налогов, сборов осуществляется методом налоговой реконструкции, включая: - определение действительных налоговых обязательств налогоплательщика на основании фактических обстоятельств, имеющихся сведений и документов; - учет налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, а также сумм налогов, уплаченных всеми участниками группы лиц в рамках специальных и особых налоговых режимов. Во-первых, на законодательном уровне закрепляется понятие «налоговой реконструкции» (до этого указанная дефиниция встречалась только в разъяснениях МНС и отдельных ненормативных актах), во-вторых, предусматривается «учет сумм налогов, уплаченных всеми участниками группы лиц в рамках специальных и особых налоговых режимов» (с вычетами по НДС правоприменительная практика и так идет по позитивному для проверяемых сценарию).
Уже много раз в этом канале я говорила о существующей проблематике, когда, например, при дроблении бизнеса выручка всех субъектов объединяется, а вот уплаченные раздробленными субъектами (которые по логике проверяющих являются единым субъектом) налоги не учитываются, как уплаченные самим проверяемым. Единственное право, которое сегодня существует у таких субъектов – это право на зачет налогов в порядке ст. 66 НК. Но здесь есть ряд проблем, в частности: (1) пени и штраф исчисляются с суммы доначисленных налогов без учета уплаченных (2) раздробленный субъект может быть ликвидирован к моменту проверки или просто не захотеть зачитывать свои налоги в счет налогов проверяемого (3) зачастую проверяемые не хотят идти по пути зачета налогов, считая, что такой зачет, по сути, будет являться признанием нарушения и пр. Порядок учета – это непростой механизм, надо определится с методикой, указать в счет каких налогов будет учитываться излишне уплаченные (должна быть четкая последовательность), определиться с порядком уведомления раздробленных субъектов об учете их налогов в счет проверяемого и т.д. В России такой механизм закреплен на уровне разъяснения ФНС.
Очень надеюсь, что белорусская правоприменительная практика пойдет по аналогичному пути и налогоплательщики не будут нести дополнительную финансовую ответственность за совершенные нарушения. Ну, а я всех призываю проявить активность и внести свои предложения по совершенствованию налогового законодательства.