#TaxTalk

Новый порядок оспаривания решений налоговых органов

27.06.2024

С 1 января 2026 года в Беларуси вступает в силу Кодекс гражданского судопроизводства (КГС), который заменит собой действующие сегодня Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы.

При издании единого кодекса законодатель постарался взять лучшие положения из каждого действующего процессуального акта, однако некоторые положения требуют отдельного внимания и анализа.

Речь идет о порядке оспаривания ненормативных правовых актов, к которым относятся в том числе решения по актам налоговых проверок.

Сегодня, с учетом различного правового регулирования, для физических лиц и субъектов хозяйствования существуют весьма значимые различия, начиная со срока для обжалования (для физических лиц согласно ГПК – 1 месяц, для организаций и ИП – 1 год) и заканчивая формулировкой просительной части (напомню, она формулируется исходя из полномочий соответствующего суда).

Но с вступлением в силу КГС (01.01.2026) для всех налогоплательщиков будут действовать следующие основные правила:
1) заявление по выбору заявителя в суд будет подаваться по месту его нахождения (жительства) или месту нахождения налогового органа;
2) возможность проведения сторонами переговоров, по результатам которых возможен отказ от требований или их признание, признание стороной обстоятельств, соглашение сторон по фактическим обстоятельствам дела, соглашение сторон о распределении судебных расходов;
3) срок рассмотрения дела – 2 месяца с момента возбуждения дела;
4) заинтересованное лицо вправе предъявлять встречное заявление;
5) в случае удовлетворения требований суд признает решение налогового органа недействительным с момента его принятия или с иной определенной судом даты (сейчас по ГПК – обязывает устранить нарушение);
6) срок для подачи заявления – 1 месяц со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав.

Из всех новшеств именно последний пункт, срок для подачи заявления, вызывает особый интерес. Сегодня предусмотрен альтернативный порядок обжалования решения по акту проверки. Налогоплательщик самостоятельно определяет, куда подавать жалобу: в вышестоящий орган, в суд или одновременно в обе инстанции. И если налогоплательщик – физическое лицо изберет обжалование в вышестоящий орган, он скорее всего пропустит месячный срок для подачи заявления в суд. Сейчас суды, рассматривая заявления граждан, все чаще не признают в качестве уважительной причины пропуска месячного срока обжалование решения в вышестоящем органе, и отказывают в рассмотрении жалоб по существу. Что фактически лишает возможности гражданина воспользоваться своим правом на судебное обжалование решения по акту налоговой проверки. Аналогичный порядок будет действовать и для субъектов хозяйствования с 01.01.2026 года., что, по моему мнению, приведет к загруженности судебных органов.

В свою очередь, общая рекомендация для налогоплательщиков, которые хотят обжаловать решение налогового органа (для физических лиц сейчас, для субъектов хозяйствования с 01.01.2026) – не пропускать срок и подавать жалобу в суд в установленный месячный срок.