Новый порядок уведомлений при камеральных проверках физических лиц
16.11.2023
Пока все активно обсуждают увеличение налоговых ставок, хочется не пропустить те позитивные для налогоплательщиков изменения, которые нас ждут в следующем году.
Одно из таких новшеств – это изменение порядка направления физическому лицу требования о предоставлении пояснений в рамках камеральной проверки соответствия доходов и расходов.
Напомню, что сейчас этот вопрос разрешается очень строго:
уведомление вручается либо лично под роспись, что на практике встречается крайне редко, либо
направляется заказным письмом с уведомлением о получении – в этом случае физическому лицу направляется уведомление через личный кабинет плательщика или с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, сообщение электронной почты или другие).
В случае неполучения физическим лицом документов, направленных заказным письмом с уведомлением о получении, такие документы повторно направляются заказным с одновременным уведомлением через личный кабинет или любым способом по выбору налоговой (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, сообщение электронной почты или другие).
И вот уже после повторного уведомления налогоплательщик считается надлежащим образом уведомленным, а документы – полученными, и даже если фактически такие документы не получены, у налогового органа есть все основания для исчисления подоходного налога с разницы между расходами и доходами по ставке 26%.
На практике много дел находится на рассмотрении в судах с большими суммами налоговых доначислений в случаях, когда налогоплательщики просто не получили требование и были лишены возможности подтвердить свои доходы.
Со следующего года требование будет вручаться лично под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением, о чем налогоплательщик будет уведомляться через личный кабинет плательщика, СМС-сообщением или телефонограммой. В дополнение к указанным способам физическое лицо может быть уведомлено иными средствами связи (телеграмма, сообщение электронной почты или другие).
Казалось бы, изменения в тексте нормы совсем не большие, однако шанс получить уведомление в личном кабинете, смс-сообщением или по телефону гораздо выше, чем через телеграмму.
При отсутствии возможности уведомления физического лица через личный кабинет плательщика, СМС-сообщением, телефонограммой физическое лицо уведомляется иным средством связи (телеграмма, сообщение электронной почты или другое).
В случае неполучения физическим лицом документов, направленных заказным письмом с уведомлением о получении, такие документы будут повторно направляться. В этом случае физическое лицо будет считается надлежащим образом уведомленным, а документы – полученными со дня направления уведомления физическому лицу через личный кабинет плательщика, СМС-сообщением, телефонограммой, а при отсутствии возможности уведомления такими способами – иным средством связи (телеграмма, сообщение электронной почты или другое).
При наличии в налоговом органе информации о фактическом получении повторно направленных документов физическое лицо считается надлежащим образом уведомленным, а документы – полученными со дня фактического получения физическим лицом таких документов.
При наличии в налоговом органе информации о фактическом неполучении физическим лицом документов, направленных ему ранее по заявлению физического лица такие документы будут ему направляться. В этом случае физическое лицо будет считаться надлежащим образом уведомленным со дня фактического получения документов.
НО! При направлении документов по заявлению плательщика (при неполучении им требования ранее) не будут учитываться налоговым органом в качестве дохода денежные средства, переданные на хранение и (или) полученные в виде займов, указанные в пояснениях об источниках доходов, за исключением денежных средств, полученных в безналичном порядке либо по сделкам, документально подтвержденным государственным органом и (или) иной организацией, индивидуальным предпринимателем, нотариусом.
Вывод следующий: порядок уведомления физического лица претерпевает позитивные изменения, но не дает возможности надеяться на то, что налоговый орган будет бесконечно заниматься поисками налогоплательщика. Одно из самых главных правил при проведении проверки – вовремя получить требование! Рекомендация – заранее позаботиться о правильной коммуникации с налоговым органом, особенно в случае не проживания по месту регистрации и/или невозможности использовать зарегистрированный мобильный телефон. В идеале – получить доступ к личному кабинету плательщика, что можно сделать в любой налоговой инспекции, предоставив паспорт.