#TaxTalk

Как физическому лицу оптимизировать взаимодействие с налоговым органом

16.02.2023

Все бОльшую актуальность сегодня приобретает вопрос взаимодействия с налоговым органом таким образом, чтобы налогоплательщики – физические лица могли в постоянном режиме отслеживать наличие (или отсутствие) налоговых претензий к ним.

С 1 января 2023 году в ст. 73-1 НК, регулирующую камеральные проверки физических лиц, внесли важные изменения. Напомню, что при выявлении превышения расходов над доходами налоговый орган направляет физическому лицу требование о представлении пояснений об источниках доходов. В случае неполучения физическим лицом требования (например, при непроживании по месту регистрации или банальном отсутствии дома) требование направляется повторно (о чем лицо уведомляется через личный кабинет плательщика либо с использованием иных средств связи) и в этом случае физическое лицо считается надлежащим образом уведомленным со дня направления уведомления физическому лицу.

Ранее на налоговом органе лежало бремя доказывания фактического получения физическим лицом требования о предоставлении документов, сейчас налоговому органу достаточно дважды направить требование и уведомить налогоплательщика с использованием средств связи (через личный кабинет, телефонограммой, телеграммой, СМС-сообщением, сообщением электронной почты). Соответственно, если физическое лицо не получило сообщение – оно тем не менее по закону считается надлежащим образом уведомленным.

Самое печальное, что в случае, если физическое лицо, фактически не получив требование налогового органа, не представит в 30-дневный срок пояснения об источниках доходов, налоговый орган составит акт камеральной проверки и в последствии взыщет с физического лица подоходный налог с суммы превышения по ставке 26%. То есть физическое лицо фактически может лишиться возможности обосновать свою доходную часть.

К физическому лицу могут возникнуть иные налоговые требования по транспортному, земельному налогу, налогу на недвижимость и пр., несвоевременная уплата которых (в том числе «по незнанию») может повлечь за собой привлечение плательщика к ответственности.

Особенно это актуально для тех плательщиков, которые не проживают постоянно на территории Республики Беларусь и связь с которыми у налоговых органов ограничена.

Как действовать для избежания подобных ситуаций? Самый простой способ – зарегистрировать личный кабинет плательщика на сайте МНС.

Доступ к личному кабинету осуществляется с помощью учетной записи и пароля, который предоставляется физическому лицу при обращении в налоговый орган независимо от места его жительства. Для этого необходимо с паспортом обратиться в любую инспекцию МНС на территории Республики Беларусь (лично либо через представителя по доверенности).

В дальнейшем из любой точки мира налогоплательщик может осуществлять взаимодействие с налоговым органом, в режиме реального времени отслеживать все подлежащие уплате налоги (сборы), подавать декларации о доходах, ну, и конечно, предоставлять информацию и пояснения об источниках доходов при ее запросе.

Важно при этом помнить, что размещенные налоговым органом в личном кабинете плательщика документы и (или) информация в электронной форме не вручаются (не направляются) плательщику в письменной форме, поэтому единожды получив доступ к личному кабинету необходимо его регулярно проверять.