#TaxTalk

Передача в аренду имущества собственному предприятию – есть ли риски?

23.10.2024

Пожалуй, один из самых неоднозначных вопросов, на который нет прямого ответа. Но вопрос, который на практике возникает очень часто: могу ли я сдавать собственному предприятию в аренду офис (транспортное средство, склад, оборудование и пр.)?

Сложность заключается в том, что в некоторых актах проверки такая аренда влечет доначисление налогов, а в некоторых случаях проверяющие не предъявляют никаких претензий. Давайте разбираться, в чем заключаются риски.

С одной стороны, все четко и понято: если арендные правоотношения находятся в рыночном диапазоне цен и предприятие действительно нуждается в арендуемом имуществе – какие могут возникать вопросы? Но здесь надо помнить, что как только в отношения вступают взаимосвязанные лица (например, учредитель как физическое лицо (либо его близкий родственник) и предприятие) – то к таким сделкам ВСЕГДА будет пристальное внимание со стороны контролирующих органов. Причина очень проста: если мы договариваемся с взаимосвязанными лицами, то мы учитываем выгоду не только для своего предприятия, но собственную выгоду (физического лица). И иногда такая выгода находится в налоговой плоскости. Задача же контролирующих органов – найти такую необоснованную выгоду среди всех участников сделки, что и порождает их пристальное внимание. В свою очередь участники сделки должны быть готовы к такому вниманию.

Что подлежит оценке:

1). История приобретения имущества. Здесь в зоне риска находятся ситуации, когда у физического лица не было собственных средств на приобретение имущества и использовались денежные средства предприятия (арендодателя), к примеру, через договор займа;

2). История использования имущества: если транспортное средство или офис был приобретен и сразу же передан в аренду собственному предприятию (без каких-либо вложений или иного использования);

3). Сравнение арендной платы с покупной стоимостью суммой имущества. Эта ситуация типична для транспортных средств, когда физическое лицо приобретает транспортное средство за 10 тыс. рублей, а размер арендных платежей (и, соответственно, затрат предприятия) составляет 500 тыс рублей;

4). Наличие финансовой возможности у предприятия самостоятельно приобрести необходимое для него имущество: когда вместо того, чтобы купить оборудование, предприятие долгие годы его арендует, при этом неся все расходы на его содержание, ремонт, техническое обслуживание.

Ну и самое главное: при таких отношениях надо быть готовым четко пояснить контролирующем органу, в чем экономическая выгода аренды данного имущества (здесь позиция: «это не запрещено» не приветствуется). Парадокс заключается в том, что если вы арендуете аналогичное имущество у третьего лица, не имеющего связи с вашим предприятием, то отвечать на такие вопросы не приходится.

Вывод следующий: хорошенько обдумайте, прежде чем брать в аренду имущество у взаимосвязанного лица, тщательно оцените все риски и будьте готовы к ответам на вопросы.