#TaxTalk

Постоянное представительство: налоги, которые вам могут доначислить в Беларуси

17.06.2024

Мы уже поднимали тему налоговых рисков, возникающих в ситуации, когда компания находится за пределами Беларуси, а налоги с такой компании взыскиваются на территории РБ. И это не вопрос налогов на доходы и НДС от осуществления электронной торговли.

Один из рисков – это вменение постоянного представительства (ПП). Давайте разбираться, что это такое и когда возникает ПП.

Представьте ситуацию, когда по каким-то причинам компания создается за пределами Беларуси (например, в России и в любом другом государстве). А фактически деятельность (или часть такой деятельности) осуществляется в Беларуси. При этом вся выручка поступает в иностранную юрисдикцию и, соответственно, все налоги уплачиваются в иностранной юрисдикции. Вот именно такая ситуация требует детальной проработки с точки зрения потенциальных рисков в Беларуси.

Термин «постоянное представительство» никак не связан с понятием представительства иностранной организации, которое подлежит регистрации и является обособленным подразделением иностранной организации. Данный термин носит исключительно организационный характер и связан с необходимостью уплаты налогов. И если в Беларуси ПП есть, то иностранная организация обязана: (1) стать на налоговый учет (и получить УНП); (2) подавать налоговые декларации и (3) уплачивать в белорусский бюджет налоги с деятельности, которая образует ПП в РБ.

Без сомнения, для полного понимания наличия либо отсутствия ПП необходимо руководствоваться в первую очередь нормами международных соглашений об избежании двойного налогообложения (если таковое имеется со страной, в которой находится иностранная организация). Но с учетом того, что в рамках данного поста их все проанализировать невозможно, ограничимся национальным законодательством.

Напомню, что ст. 180 НК под постоянным представительством понимает:
1) постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь;
2) организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность, от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий (так называемые зависимые агенты).

Важным признаком ПП является осуществление деятельности на территории Беларуси в течение периода, превышающего сто восемьдесят дней в любом двенадцатимесячном периоде.

Системный анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что отнесение места деятельности или зависимого агента к ПП должно быть связано с получением прибыли на территории Беларуси. Согласно п. 3 Постановления Президиума ВХС РБ от 03.06.2004 № 19 «О некоторых вопросах определения критериев постоянного представительства для целей налогообложения», для возникновения режима постоянного представительства для целей налогообложения необходимо осуществление предпринимательской деятельности резидента одного государства на территории другого государства через постоянное место деятельности или через зависимого агента (то есть активное присутствие иностранной организации на территории другого государства, связанное с получением прибыли).

Однако на практике возникают случаи, когда контролирующие органы вменяют ПП по управленческому признаку (руководитель и/или основные работники в Беларуси, а компания в другом государстве), когда фактически прибыль не поступает с территории Беларуси. И такие ситуации требуют серьезной проработки с точки зрения наличия либо отсутствия ПП (с, соответственно, правильного структурирования деятельности).