#TaxTalk

Что надо помнить при возврате (зачете) из бюджета налога на добавленную стоимость (НДС)

06.03.2023

Не секрет, что при направлении плательщиком заявления о возврате (зачете) НДС налоговые органы осуществляют проверку (в т.ч. камеральную) законности оснований для такого возврата.
Напомню, что отличительной особенностью НДС (косвенного налога) является то, что при превышении налоговых вычетов («входящего» НДС) над исчисленным (подлежащим уплате НДС), сумма разница подлежит возврату плательщику из бюджета либо зачета в счет будущих налогов.

Однако, прежде чем вернуть деньги из бюджета, контролирующие органы проверяют не только правильность оформления документов (здесь, как правило, у налогоплательщиков все в порядке), но и суть сделок, в результате которых «входной» НДС превысил уплачиваемый.
Одной из хозяйственных операций, совершенных в отсутствие деловой цели, квалифицируемой по абз. 3 п. 4 ст. 33 НК, является реализация товаров с применением ставки НДС в размере 0% или 10% ноль исключительно для получения права на зачет и (или) возврат НДС.

Еще один вариант - указание недостоверных сведений в первичных учетных документах при реализации товаров на внутреннем рынке с применением ставки НДС в размере 10% ниже их себестоимости или цены приобретения.

Признаки, по которым устанавливают указанные нарушения:
1) взаимосвязь лиц (покупателя и продавца) – данный признак встречается в подавляющем большинстве актов проверки по указанному основанию
2) применение при поставке товара льготной ставки НДС (0% либо 10%)
3) покупка и последующая продажа товара с небольшой разницей во времени (иногда в один день)
4) отсутствие наценки (минимальная наценка, продажа ниже покупки) при продаже
5) зачастую – отсутствие оплаты за поставленный товар (закрытие задолженности актами взаимозачета, в некоторых случаях – совместно с договорами уступки права требования)
6) отсутствие аналогичных поставок в адрес иных, не связанных лиц
7) отсутствие экономической целесообразности в сделках и логичного пояснения со стороны должностных лиц

Важно помнить, что с июня 2019 года Уголовный кодекс Республики Беларусь дополнен ст. 243-2, которой криминализировано налоговое мошенничество (представление уполномоченному органу документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо заведомо ложных сведений иным способом в целях необоснованного возврата налогов, сборов при отсутствии признаков более тяжкого преступления).

В этой связи к хозяйственным операциям, который влекут возврат (зачет) сумм НДС следует относиться с особым вниманием.