Налоговая реконструкция – термин, с которым в налоговой практике мы сталкиваемся очень часто, хотя в законодательстве он не встречается.
Пункт 5 статьи 33 НК оперирует понятием «определение» налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), которое осуществляется при наличии оснований, указанных в пункте 4 НК.
В разъяснении МНС РБ указывает, что «принцип проводимой налоговой реконструкции предполагает предъявление сумм налогов, которые должны были быть уплачены плательщиком в случае отсутствия нарушений».
Такое понятие, как «метод налоговой реконструкции», встречается в проекте Указа о внесении изменений в Директиву Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (о проекте можно почитать здесь).
На практике я встречаюсь с различным толкованием и употреблением данного термина, но хочу отметить, что «налоговая реконструкция» - это порядок расчета налоговой базы и налогов. Да, есть дискуссионные точки зрения о том, как правильно считать, и зачастую налогоплательщики не согласны с порядком расчета налогов. Но не стоит расширять данное понятие и пытаться доказывать, что в рамках налоговой реконструкции налоговый орган должен был что-то установить или доказать. Поскольку первично установление нарушения (которое само по себе не является налоговой реконструкцией), корректировка налоговой базы и расчет налогов – вторично.
Почему это важно? Потому что, когда мы оспариваем решение по акту налоговой проверки, мы должны доказать его незаконность. А для этого необходимо указать, какой норме законодательства противоречит обжалуемое решение. И общая ссылка на «неправильную налоговую реконструкцию» может оказаться несостоятельной ввиду отсутствия закрепленного в законе термина и его определения.