Как рассчитывают налоги при работе через подконтрольную компанию
17.10.2024
Уже много раз мы обсуждали тему с доначислением налогов белорусскому субъекту в случае, если он экспортирует или импортирует товар через подконтрольную иностранную компанию. На практике подобные проверки чаще проводят УДРФ, которые наделены полномочиями наравне с налоговыми органами проводить проверки в рамках налоговых отношений.
В данном посте хотелось бы обсудить механизм и методику расчета налогов при таких проверках, не углубляясь в вопрос наличия либо отсутствия нарушения.
В случае, если в ходе проверки устанавливается, что экспорт и/или импорт товаров осуществлялся через подконтрольную иностранную компанию (для сокращения назовем ее ПИК), которая самостоятельной предпринимательской деятельности не осуществляла (о том, как это устанавливается, читайте здесь), то доначисление налогов осуществляется по следующему алгоритму:
1) при импорте товаров в РБ: - снимается с затрат сумма наценки, которую сформировала ПИК, и на указанную сумму наценки доначисляется налог на прибыль;
2) при экспорте товаров: - включается в выручку сумма наценки, которую сформировала ПИК, и на указанную сумму наценки доначисляется налог на прибыль; - на сумму наценки, которую сформировала ПИК, доначисляется НДС по ставке 20%.
В чем, по моему глубокому убеждению, заключается проблематика при таком подходе.
Первое. При расчете налога на прибыль не учитываются затраты, которая понесла ПИК. А такие затраты, как правило, есть, и они немалые: сюда входит заработная плата, аренда офисов (складов), транспортные услуги, услуги на рекламу товара, расходы маркетплейсов и прочее – те расходы, без которых не было бы продаж. И если исходить из того, что всю деятельность осуществлял белорусский субъект, то и расходы ПИК необходимо считать расходами белорусского субъекта – в этом и заключается налоговая реконструкция.
Второе. Вызывает серьезные сомнения правильность доначисления НДС. Логика контролирующего органа заключается в том, что при экспорте, к примеру, в РФ, для применения нулевой ставки необходимо, чтобы покупатель подал заявления о ввозе и уплатил ввозной НДС. А поскольку на сумму наценки соответствующее заявление подано не было, то и право на нулевую ставку в этой части экспортер утрачивает. Весьма, на мой взгляд, спорное рассуждение, поскольку при корректировке налоговой базы необходимо исходить из реальных потерь бюджета, и при установлении факта экспорта товара (что не оспаривается) необходимо применять нулевую ставку НДС на весь экспорт.
Лично мне не известен подход Верховного суда к рассматриваемой методике доначисления налогов, однако полагаю, что это как раз тот случай, который подлежит тщательной оценке со стороны судебных органов.
В любом случае, следите за публикациями – и первыми узнавайте о подходе и практике. Ну и делитесь в комментариях своими мыслями на это счет.