Ранее я делала обзор планируемых изменений процессуального законодательства в части обжалования решений по актам налоговых проверок в связи с принятием Кодекса гражданского судопроизводства (КГС).
Однако комплексный анализ Указа от 06.06.2025 N 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» (вступает в силу с 01.01.2026 и отменяет действующий ныне Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь») в совокупности с Налоговым кодексом и КГС позволяет сделать вывод, что для экономических и районных (городских) судов сроки для подачи заявлений остаются разными:
- заявление в экономический суд можно подать в течение года со дня вынесения оспариваемого решения (предписания) - заявление в районный (городской) суд подается в течение месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.
Важно! В случае с экономическим судом срок исчисляется с момента вынесения решения (не его получения). В случае с районным (городским) судом – как правило с момента получения решения гражданином, либо с момента наступления иного обстоятельства, свидетельствующего о том, что гражданину стало известно о нарушении его права.
И в первом, и во втором случае пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом при наличии соответствующего ходатайства.
Ну и не могу не отметить самое важное: судом в данной категории дел проверяется законность вынесенного решения и то, каким образом оно нарушает права заявителя. Соответственно, при подготовке жалобы необходимо со ссылкой на соответствующую норму обосновать незаконность обжалуемого решения по акту проверки.